Государственная регистрация некоммерческих организаций

1. Каков порядок государственной регистрации некоммерческой организации?

В соответствии с порядком государственной регистрации, установленным статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации, служащее основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, а значит для возникновения правоспособности некоммерческой организации, принимается уполномоченным органом, который осуществляет проверку учредительных документов создаваемого юридического лица на соответствие Конституции РФ и законодательству РФ и вправе отказать в государственной регистрации в случае обнаружившегося несоответствия учредительных документов требованиям действующего законодательства. Уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации в течение 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. Затем документы направляются в регистрирующий (налоговый) орган для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Такая запись должна быть внесена в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов от уполномоченного органа. После внесения записи в ЕГРЮЛ налоговый орган сообщает об этом уполномоченного органу, который не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации выдает свидетельство о государственной регистрации.

2. Какие документы необходимо представить для государственной регистрации некоммерческой организации?

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании представляются следующие документы:

  • заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006, подписанное уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов.
  • учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, данные сведения представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов;
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

3. Кто может быть заявителем при государственной регистрации некоммерческой организации?

Круг лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации некоммерческой организации, определен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со статьей 9 указанного закона при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (во всех случаях, за исключением создания);
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

4. В каких случаях необходимо уплачивать государственную пошлину при государственной регистрации?

В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина взимается в следующих случаях и размерах:

  • за государственную регистрацию некоммерческой организации при создании - 4000 руб.
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - 800 руб.
  • за государственную регистрацию ликвидации юридического лица (за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства) - 800 руб.

Государственная пошлина должна быть оплачена лицом, являющимся заявителем при государственной регистрации создания, в иных случаях - юридическим лицом, обращающимся за совершением юридически значимых действий.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины, должен быть представлен в уполномоченный орган в подлиннике.

5. Необходимо ли нотариальное удостоверение документов при государственной регистрации некоммерческой организации?

В нотариальном порядке требуется засвидетельствовать только подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации.

Действующий административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 96 предусматривает заверение представляемых для государственной регистрации экземпляров уставов либо подписью заявителя, либо нотариально.

Обязательного нотариального удостоверения других документов, необходимых для государственной регистрации, не требуется.

6. В какой орган необходимо обратиться для получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц?

Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц выдают территориальные органы Федеральной налоговой службы в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.

7. В какой срок должны быть представлены документы для государственной регистрации?

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» документы, необходимые для государственной регистрации создания некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

В соответствии с частью 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

8. В каком порядке осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации?

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.

9. Какие изменения в сведения о юридическом лице подлежат государственной регистрации?

Государственной регистрации подлежат изменения в сведения о некоммерческой организации, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и предусмотрены пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это следующие сведения:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование некоммерческой организации. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в, едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
  • способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  • сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (ликвидации);
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • сведении о полученных лицензиях.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», порядок внесения изменений указанных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц аналогичен порядку государственной регистрации, таким образом, перечень необходимых документов соответствует перечням документов, представляемым в уполномоченный орган при государственной регистрации некоммерческой организации.

10. В какие сроки осуществляется государственная регистрация?

Процесс государственной регистрации разбит на две стадии. Уполномоченный орган – Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) принимает решение о государственной регистрации в течение 14 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов. После принятия решения о государственной регистрации уполномоченный орган направляет в регистрирующий (налоговый) орган сведения и документы, необходимые для осуществления налоговым органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

11. Может ли быть отказано в государственной регистрации?

В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

1)если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2)если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

3)если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

4)если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган;

5)если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона, а именно если учредителем является:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
  • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

6)если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

7)если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

8)в случае неустранения в установленный срок оснований, повлекших приостановление государственной регистрации.

   В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации.

12. Может ли некоммерческая организация быть реорганизована?

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным законом и другими федеральными законами.

При этом реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Преобразование некоммерческой организации может быть осуществлено лишь в те организационно-правовые формы, которые прямо названы федеральным законом.

Так, некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд.

Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.

13. Какие документы необходимы для государственной регистрации реорганизации некоммерческой организации?

Реорганизация некоммерческой организации осуществляется с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций), для чего наряду с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации (форма РН0002) должны быть представлены документы из перечня, приведенного в статье 13.1 указанного закона.

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Для внесения такой записи необходимо представить заявление о прекращении деятельности прекращенной некоммерческой организации (форма РН0009) наряду с другими документами из статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

14. В каком порядке осуществляется ликвидация некоммерческой организации?

Некоммерческая организация, как установлено статьей 18 ФЗ «О некоммерческих организациях», может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом и другими федеральными законами.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Уполномоченный орган должен быть уведомлен о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, для чего должно быть подано заявление по форме РН0005 с приложением документов, подтверждающих принятие соответствующего решения.

О формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) уполномоченный орган должен быть уведомлен путем подачи заявления формы РН0006 с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

В уполномоченный орган представляется уведомление по форме РН0007 «Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса» с предоставлением данного баланса.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очередей, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

В уполномоченный орган представляется заявление по форме РН0008 «Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией».

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

15. Как заполнить приложение к заявлению о государственной регистрации «Сведения о видах экономической деятельности»?

Согласно статье 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения о видах экономической деятельности подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц, который содержит коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (постановление от 06.11.2001 № 454-ст). При этом некоммерческие организации сами определяют, какие виды деятельности подлежат включению в ЕГРЮЛ, выбирая коды по ОКВЭД, соответствующие уставу.

При этом, следуя принципу специальной правоспособности, некоммерческая организация должна указать виды деятельности, соответствующие целям ее создания. Присваивание кодов по ОКВЭД всем перечисленным в уставе видам деятельности не требуется.

16. Как заполнить приложение к заявлению о государственной регистрации «Сведения о месте нахождения некоммерческой организации»?

Согласно части 2 статьи 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» «место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации».

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ «место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах».

Таким образом, в учредительных документах любого юридического лица должно быть указано его место нахождения, соответствующее, по общему правилу, месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в качестве исключения (при отсутствии постоянно действующего исполнительного органа) - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наши контакты

Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Карбышева, д. 12, офис 7
Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 38
Россия, Самарская обл., г. Самара, Московское шоссе, д. 55 (БЦ «МОСКВА») офис 307
тел. +7 (8482) 52-98-12, +7 (8482) 61-08-81
email icon lawyer.tlt.ltd@gmail.com